Савина Анжелика Витальевна

Перспективное планирование и игры по краеведению.

Разработки и перспективное планирование по краеведению

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;

2. Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;

3. Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

Хорошо бы в группе оформить патриотический уголок с российской символикой. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 5-6 лет


п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1.

Сентябрь

Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

занятие

2.

Сентябрь

Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями.

беседа

3.

Октябрь

Наш город – город труженик.

занятие

4.

Ноябрь

Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города).

беседа

5.

Ноябрь

Улицы родного города.

занятие

6.

Декабрь

Дать знания о том, чем славится родной город (рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена).

беседа, ширма- раскладушка

7.

Январь

Памятники родного города.

занятие

8.

Февраль

Они защищали Родину. Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

занятие

9.

Март

Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

беседа

10.

Март

Дом, в котором я живу.

рисунок

11.

Апрель

Природа родного края.

занятие

12.

Апрель

Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.

наблюдение

13.

Май

Закрепить навыки поведения на улицах города.

занятие

14.

Май

Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых.

беседа, рисунок

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 6-7 лет


п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1

Сентябрь

Правила перехода через улицу.

“История возникновения родного города”.

Ленинский район.

Названия улиц родного города.

Целевая прогулка

Занятие

Беседа

Беседа

2

Октябрь

"Нижний Новгород - какой он"

О названиях улиц родного города.

Рассматривание плана своего микрорайона. Безопасный путь к детскому саду.

Памятники родного города; люди, прославившие город.

Занятие Беседа

Работа с картой и схемой

Беседа

3

Ноябрь

Наш микрорайон.

 "историко-архитектурный музей”.

Закрепление знаний о памятниках родного города .

“Путешествие по родному городу”.

Целевая прогулка

Посещение музея

Занятие

Игра

4

Декабрь

Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц.

Знакомство с дорожными знаками. Безопасность в городе.

Площади Побед.

Практическое занятие

Экскурсия

Экскурсия

5

Январь

Знакомство с памятниками родного города – памятник Минина и Пожарского.

“Узнай где я нахожусь” – закрепление знаний о достопримечательностях родного города.

“Наши музеи?”

Промышленность города.

Заочное путешествие

Дидактическая игра

Занятие

Игра-путешествие

6

Февраль

Памятники защитникам Отечества.

Рассматривание иллюстраций (фото) “Фонтаны родного города”, рассказ об их возникновении.

Парки и скверы города.

Зеленые зоны района.

Беседа

Рассказ

Беседа

Целевая прогулка

7

Март

“Встреча с прекрасным” – художественные музеи родного города.

Закрепление знаний о музеях родного города.

Работа со схемой микрорайона – упражнение в ориентировке.

Занятие/

Игра-путешествие

8

Апрель

Рассматривание монумента (иллюстрации) “Дружбы народов

Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города.

“Архитектура родного города”

Рассказ

Занятие

9

Май

“Природа Кузбасса” – знакомство с книгой “Приключения зеленого кузнечика Кузи” А. Куприянов, Ю. Манаков.

Беседа

Игры по краеведению

Герб города (игра).

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” герба города в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

Исторические места и здания города (игра).

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий.

Ход игры: аналогичен игре “Герб города”.

Заколдованный город (игра).

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: “расколдовать” город.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.

 

Наш город (игра).

Цель: дать информацию детям о родном городе: кто в нём живёт, трудится, какой транспорт в нём ходит.

Материал: картинки с изображением города, людей, транспорта.

Ход игры: воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены жители города; на другой – труд людей; транспорт; здания города.

Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе даётся задание: одной – посмотреть, кто живёт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чём люди ездят, собрать картинки с изображением транспорта; третьей – картинки, на которых воспроизведён труд людей; четвёртой – отобрать картинки с рисунками на которых изображены здания города и их декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено.


20 февраля 2016 в 23:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.